polenova: (Default)
[personal profile] polenova

продолжение, точнее - отступление. предыдущая часть: http://polenova.livejournal.com/432571.html
Я в этом тексте никак не претендую на изложение истории советского кино. Это попытка рассказать, как появился в кино миф о счастливой советской жизни, который сейчас реставрируется не без помощи старых, так любимых нами фильмов. По этим уютным фильмам сейчас пытаются реконструировать советскую жизнь и получается легенда о прекрасной стране, которую мы потеряли. Все сказанное – исключительно мое ИМХО.

(много роликов)

По количеству фильмов советское кино, конечно, оставало от Голливуда. Да и качество большего количества фильмов было чудовищным. Хотя Голливуд тоже производил и производит кучу всякого дерьма. Судят все-таки по шедеврам.  А они были, мы их помним десятилетиями. Ну ладно, те, кто жил в СССР, могут помнить фильмы своего детства и юности, потому что это их детство и юность. Но в этих фильмах есть некий секрет, который был утрачен. Перестав быть советским, кино в России перестало быть «фабрикой грез».

Первым разглядел всю мощь киноискусства, как известно, В.И. Ленин. Уникальная прозорливость, если учесть, что кино при нем было все-таки в зачаточном состоянии.  Но Ильич в «Великом немом» увидел главное – мощную пропагандистскую силу. Искусство как таковое Ленина не интересовало, он мыслил категориями практическими:

«Если вы будете иметь хоpошую хpонику, сеpьезные и пpосветительные каpтины, то неважно, что для пpивлечения публики пойдет пpи этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензуpа все-таки нужна. Ленты контppеволюционные и безнpавственные не должны иметь место".

К этому Владимиp Ильич пpибавил "По меpе того как вы станете на ноги благодаpя пpавильному хозяйству, а может быть, и получите пpи общем улучшении положения стpаны известную ссуду на это дело, вы должны будете pазвеpнуть пpоизводство шиpе, а в особенности пpодвинуть здоpовое кино в массы в гоpоде, а еще более - в деpевне ... Вы должны твеpдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» - это воспоминания Луначарского.

Я не стану разбирать «хоpошую хpонику, сеpьезные и пpосветительные каpтины», хотя достижения советского кино тут незаурядны. «Броненосец Потемкин» до сих пор мировая классика, а коляску на лестнице, воровали многие. Я ее как-то опознала в американском боевике средней руки «Untouchables». Палили друг в друга гангстеркие банды, а эйзенштейновкая коляска катилась с лестницы и гангстеры опускали оружие.Так что великое искусство можно сделать и из откровенной пропаганды, Голливуд дрянь воровать не будет.

Но меня интересуют те фильмы, потенциала которых Ленин не увидел, воображения у него не было – фильмы, которые он предлагал пускать «в нагрузку», для привлечения публики. Специалисты по истории кино могут рассказать, кто и как придумал делать пропаганду из бесполезных лент. Пропаганду тонкую, талантливую, не в лоб. Делали эти фильмы очень талантливые и яркие люди, музыка там была великолепной, а актеры не уступали Голливуду. Собственно режиссер Александров и создал это специфическое явление – советский Голливуд. Образцы он брал у американцев не стесняясь. Никакого отношения к жизненной правде эти фильмы не имели. А голливудские разве имели? Там «фабрика грез» и тут. Да никто и не ждал от кино правды жизни. Время неореализма еще не пришло. На «Веселых ребятах», «Волге-Волге», «Цирке» люди отдыхали, влюблялись в Леонида Утесова и Любовь Орлову.

Прекрасные пастух и домработница (Раскрасили, сволочи!!! Ничего святого.)


Смотрели пастухи и домработницы, и мечтали, что это про них, что они там, внутри экрана. И жизнь настоящая – она вон там, на пленке. Для тридцатых годов ничего удивительного в таких мечтах не было, Пока это только калька с Голливуда ( вспоминается чудесный фильм Вуди Аллена «Пурпурная роза Каира» - как смотрели кино американские Золушки). И пропаганда-то не особенная. Да, с экрана герои говорят, как прекрасна советская жизнь, но это зрелище настолько не претендует на реальность, что пропаганда, скорее всего цели особенно не достигает.

Я не пишу историю советского кинематографа и перепрыгну через время и многие фильмы. Советский Голливуд становился все более монументальным в духе сталинского ампира и легкомысленные «Веселые ребята» сменились «Кубанскими казаками» ( вот тут цвет родной – первый советский цветной фильм, правда потом его реставрировали, заодно и Сталина вырезали)


Фильм, заставивший Сталина сказать «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством», а Хрущева впоследствии применить термин «лакировка действительности». Фильм снят талантливо, и музыка там хороша, но в отличие от «Веселых ребят» это смотреть сейчас уже невозможно. Это мифология, эстетика заката империи. Не удивлюсь, что с реставрацией империи и «Кубанские казаки» будут снова востребованы. Что ни говорите, а так снимать, так петь и сочинять такую музыку новые радетели империи не умеют.

В оттепель эстетика радикально меняется и снова шагает в ногу с мировым кино, на этом витке с итальянским.  В начале шестидесятых неореализм отступает, стилистика меняется. Феллини, Антониони, Висконти  60-х - это уже никакой не реализм. А что делает советский кинематограф? А тоже самое. Я не пытаюсь сравнить ни режжисеров, ни мастерство. Но появляются один за другим фильмы, где ничего собственно не происходит, молодые люди бродят по городу, встречаются, влюляются, присматриваются к жизни, такой обыденной на вид, как будто и правда снимали на соседней улице соседских ребят. В кино приходит правдоподобие ( а вовсе не правда, как можно было бы подумать, периода неореализма у советского кино не было). Это «Застава Ильича», сурово кастрированная Хрущовым и превратившаяся в «Мне 20 лет» и знаменитая «Я шагаю по Москве». Это снова мифология, но мифология написанная новым языком. И пронизанная пропагандой, как и вся советская жизнь. Если «Мне 20 лет» даже после обрезания остался фильмом неоднозначным, то «Я шагаю по Москве» - легкий, веселый и ... совсем не правдивый. Это не настоящая жизнь молодежи 60-х, это «Дольче Вита» на советский лад. Только в отличие от Феллини – эта жизнь и правда сладкая. Зрителя обманывают куда тоньше, чем в «Кубанских казаках». Там лубок, а здесь – все как в жизни и очень хочется очутиться там в кадре. Где все люди хорошие и добрые, дружба – настоящая, девушки – прекрасны.

В это время появляется и другое кино, но я продолжаю о развлекательном кино и перескачу ближе к 70-м. Советскому кино не хватало динамики, экшена, драк и погонь. Не было своего вестерна. А при этом был заказ – заказ на фильмы о нашем героическом прошлом.И появляется новый жанр – «истерн», боевики о Гражданской войне.  Исторической правды там не больше, чем в класситческих американских вестернах, но законы жанра соблюдены, плохие парни и хорошие, скачки на лошадях, трюки и погони. Если я не ошибаюсь, первым истерном были «Неуловимые мстители». Во всяком случае это произведение «чистого жанра». В нем даже до самого конца никаких красных и белых нет. есть good guys – непонятно откуда взявшиеся «мстители» и bad guys – неясного происхождения бандиты. .В этом фильме пропаганда сведена к минимуму, и звучит как-то ехидно. Помните весьма негероическую песню, которую поют будденовцы?


В общем, несмотря на заказ, пропагандистскую ценность истернов я бы оценила, как нулевую. А у знаменитого «Белого солнца пустыни» - так и просто отрицательную.

Забавная традиция истернов – самые лучшие песни в них поют белые офицеры. «Русское поле» в «Неуловимых», «Последняя осень» в «Таинственном монахе». – предтечи популярных к концу 70-х «Корнета Оболенского» и «Конфеток-бараночек»



(продолжение следует : 70-е кристаллизация мифа)


Date: 2014-01-08 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] alexsas2645.livejournal.com
Идея фильмы "Кубанские казаки" взята, по-моему, из Голливуда. С таким выводом согласится любой, кто посмотрит голливудский мюзикл State Fair, выпущенный на экраны в августе 1945-го года.
http://en.wikipedia.org/wiki/State_Fair_(1945_film)

Особенно впечатляют съёмки бескрайних колхозных фермерских нив айовщины и нескончаемые пшеничные волны до самого горизонта. Точь в точь как в "Кубанских казаках".:-)

Так и вижу картинку - гуталин вызывает в Кремль Пырьева и Погодина и говорит, попыхивая трубочкой:
- Я вчера па-а-сматрел новый а-мериканский филм "Местная ярмарка" и ха-а-чу чтобы ви сделали т-а-а-кой же филм пра с-а-а-ветские колхозы. Справитес? Да-а-дим Дунаевского на помощь.
- Ну раз с Исааком Осиповичем, то справимся, товарищ Сталин.

Оба фильма пропагандистские конечно. Разница в том, что американский фильм подогревал желание фермеров, одетых в военную форму, поскорее покончить с войной, предвкушая ничем не омрачаемый труд на собственной земле. А единственный способ поскорее покончить с войной - сбросить на Японию две атомные бомбы лучше воевать.

Ну а советский фильм лакировка действительности конечно.

Date: 2014-01-08 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Так какой вывод?...

Date: 2014-01-08 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Высплюсь - допишу, я ж на середине остановилась. В двух словах - в 70-е в кино создали такую симпатичную реальность, что в нее очень хотелось поверить. И чем дальше от того времени, тем больше стирается граница между сладкими грезами и существовавшей реальностью, настолько, что ее перестают замечать даже те, кто тогда жил. И сделано это очень ловко.

Date: 2014-01-08 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Кино было разное. Я как-то писал у себя, что Шурик был обречен после "Кавказской Пленницы", потому что в 70е юмор был вытеснен сатирой. Больше у нас не снимали комедий а-ля голливудские с Дорис Дэй. Пропасть канешн не замазывали, но советской кино сатиризовало реальность, как могло. Какие сладкие грезы? Лукашин приямо говорит, что "у нас [врачей и учителей] не самые большие зарплаты". Зритель мазохистски наслаждался подобной сатирой, но при этом верил, что все еще можно исправить, или закрутив гайки по-андроповски, или надев социализму человеческое лицо по-горбачевски.

Date: 2014-01-08 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Про комедии - согласна. Хотя "Бриллиантовая рука" и "Кавказская пленница" - гомерически смешно. А больше я смешных комедий и не помню. Сатира с мазохистическим оттенком.
А вот про Лукашина вы не правы. Говорить-то он говорит, но следа это не оставляет. В основном они выясняют отношения и поют красивые песни. И на сильно бедных не тянут. Вы в 78 году ( или когда это сняли?) летали из Москвы в Питер и обратно на самолете? Дорогое удовольствие было, однако. Не очень-то советский там вообще быт, и похож Лукашин на врача как я на балерину. А Брыльска там, кажется учительница? Типичнее некуда. "Ирония судьбы" как раз из сладких сказок. Не в новогоднем сюжете дело, а в антураже и в том, как это все показано.

Date: 2014-01-08 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nick-55.livejournal.com
Сняли, в 1975, показ в кино (не по ТВ, а в кино) примерно летом 1976.
Что касается полетов на самолете, то я например, в 1981 летал из Новокузнецка - 60 руб до Мск. В Барнаул, правда на поезде поехал - рюкзак тяжелый был. В сумме поезд +автобус+поезд Абакан -Новокузнецк+самолет тянуло явно и намного больше чем 2 авиабилета от Мск до Питера:) Недешевое удовольствие, но вполне доступное обычному советскому инженеру в отпуск. Весь год не копил, как в анекдоте про Запорожец, получил отпускные и купил билеты. И так после каждого похода, что из Азии, что с Кавказа.
А что касается этого фильма, то да, квартира у Нади там несколько великовата для средней коробки того времени. Но не люблю я его не за это.)

Date: 2014-01-08 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Я фильм тоже не за это не люблю.
Из москвы в Питер на Новый год советские инженеры, врачи и учителя не летали, даже не потому, что это было так безумно дорого, но это была совершенно нелепая трата денег, "Красная Стрела" очень комфортабельный поезд, шел ночью, не помню, сколько стоили билеты, но не дорого, а следующие за ним поезда, не фирменные и того дешевле, и немногим хуже. Студенческий билет в купе стоил рублей 6, значит полный - 12. На фига самолет, при том что до аэропорта и от аэропорта добраться надо. Или такси, или долго и неудобно. На самолетах Москва-Питер летали командировочные и богатые люди. А они в фильме эти билеты на самолет швыряют в сугроб, рвут - как-то не похоже на скромного врача, которому мало платят и он копейки считает.
Ну и Нади прическа и одежка никак не скромной учительницы.
А фильм дрянной - фальшивый насквозь, герои там фальшивые, страсти картонные, история высосанная из пальца. Даже хорошие песни идут этим героям, как корове седло. В общем гадость - эта ихняя заливная рыба.

Date: 2014-01-09 01:58 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Да ну, какие-богатые-командировочные. Вы ж помните, что героя запихали в самолет по ошибке, вместо приятеля, который летел туда отнюдь не на выходные.

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-09 02:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2014-01-09 02:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-09 02:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2014-01-09 03:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2014-01-09 04:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-09 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2014-01-09 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-09 02:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2014-01-10 05:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-10 05:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nick-55.livejournal.com - Date: 2014-01-09 07:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-01-09 01:57 am (UTC)
From: [identity profile] agasfer.livejournal.com
Из Москвы в Питер не летал, но ездил на скором поезде как-то. Авиабилет Н-ск -- Москва стоил какие-то смешные деньги, 55 рэ в один конец, по памяти. Потому и очереди за билетами были. Москва -- Питер, наверное, меньше раза в 2 т к лететь не 4 часа.

Разумеется, Ирония, это "сладкая сказка", как вы изволили выразиться. А пачиму один из самых успешных советских фильмов был сладкой сказкой? А потому что зритель хочет сладких сказок. Что советский, что американский, это без разницы. Напр, пару дней назад смотрел Playing for Keeps (2012), это тоже сладкая сказка. Конец я предсказал где-то на 10й минуте: если главные герои разведенная пара с ребенком, закон жанра требует, чтобы в конце "они" снова сошлись. Только американскому зрителю не надо подслащивать уровень потребления, всякие ковры-телевизоры-машины у него есть. Ему надо подслащивать там, где ему по жизни несладко. А будоражить умы Потемкиными, это увольте.

Date: 2014-01-09 02:29 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
55 рэ - смешные деньги? Кому как. Мне в то время - половина зарплаты.
Сладкая сказка - это закон мелодрамы, по другому быть не может. И жанр международный. Сказка - это нормально. "Ирония судьбы" - плохая и жестокая сказка (ИМХО), и я фильм не люблю. Но к обсуждаемой мною теме качество сюжета отношения вообще не имеет. Дьявол в деталях. Дайте мне время, я допишу, то что хотела сказать, тогда и спорить будем, а пока я не успела. Могу обсудить только написанную часть.
А от фильма "Ирония судьбы" меня тошнит, и совсем не потому что я не люблю сказки, я их обожаю. Эта сказка мне не по фасону, она гадкая и непорядочная. Меня больше интересует феномен нестареющей популярности фильма, чем сам фильм - какие народные струны он затронул. 30 лет фильму, да? И смотрят. Почему?

(no subject)

From: [identity profile] agasfer.livejournal.com - Date: 2014-01-09 02:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2014-01-09 04:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-09 02:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-i.livejournal.com - Date: 2014-01-10 02:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-10 03:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-i.livejournal.com - Date: 2014-01-10 03:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-10 04:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-i.livejournal.com - Date: 2014-01-10 04:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-10 05:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-i.livejournal.com - Date: 2014-01-10 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serg218.livejournal.com - Date: 2014-01-10 05:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-10 05:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2014-01-09 04:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-09 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] messala.livejournal.com - Date: 2014-01-09 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2014-01-09 02:03 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2014-01-08 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Да, "9 дней одного года" я совершенно напрасно упустила, забыла об очень важном жанре 60-х - подвиг науки.

Подростковые фильмы были яркими и красивыми, но действительно подражание Голливуду, они из "ненашенской" жизни - действие в какой-то условной загранице, что у человека-амфибии, что у лампы Алладина, что у снежной королевы. Да и культовые "Алые паруса" с Анастасией Вертинской советской прописки не имеют, неизвестно где находятся Каперна и Лисс, но явно не в СССР. Возможно об этой тоске по заграничной жизни стоит написать отдельно, подробнее, почему подражание Голливуду 30-х переносилось в СССР, а 60-х - наоборот - красивая жизнь за бугром. Но в серии постов в ЖЖ все охватить совершенно невозможно. Я хотела уложиться в один пост, а получается минимум два.

Военные фильмы пропустила совершенно сознательно. Я с самого начала говорила, что пишу только о лентах развлекательных, я не зря на цитату из Ленина (Луначарского) ссылалась. В моем кратком пробеге не будет военных фильмов, не будет Тарковского, не будет ничего, что можно отнести к серьезному, настоящему кино. Я не пытаюсь написать обзор советского киноискусства, я беру только одно его направление. Меня интересует узкая тема - преломление советской пропаганды в развлекательных фильмах, поэтому очень многие важные события советского кино ( например "Иваново детство" Тарковского) - неминуемо остаются за рамками моего скромного исследования.
И в 70-х о "Зеркале" я писать не буду, а вот о "Старшем сыне" - буду.
Военные фильмы и их "бронзовение" придется выделить как-то отдельно, потому что без них не существует советского массового кино, но их, видимо, нужно вообще выделять в отдельную главу, тоже кровно связанную с современной реставрацией - это тема войны в советском искусстве и советской мифологии, тут фильмы неотделимы от военной литературы и огромный пласт военных песен от написанных во время войны, до Высоцкого и одновременно чудовищной халтуры. Война, ее воплощение в советской мифологии, мифы народные и мифы официальные, все это тема настолько огромная, что вообще не уверена, что хочу за нее браться. Я ж не монографию пытаюсь написать. А в советской истории за какой край не возьмись - тянется бесконечная нить.
(deleted comment)

Date: 2014-01-09 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Без Рязанова никак. Но еще мне нужна линия "о рабочем классе" - "Большая перемена", "Влюблен по собственному желанию". Вы непомните, что еще было такого плана? Именно хорошие фильмы, которые смотрелись с удовольствием, а не из обязаловки?
Про "Небесный тихоход" согласна, но все просто не лезут. А фильм чудный был.
(deleted comment)

Date: 2014-01-09 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
"Премия" - социальная проблематика. Не помню, чтобы кто-то смотрел "Премию" добровольно, под пивко. "Сладкую женщину" посмотрю, не помню совсем. А вот "Афоня" выбивается - он был очень популярен, при этом фильм довольно безжалостно правдив. Там очень произвольно приляпан хеппи-энд - появление девушки в аэропорту, фильм только выиграет, если последние кадры просто отрезать.А все остальное сделано безупречно. Дело не столько в социальной сатире, сколько в правдивости характеров и поступков.
Динара Асанова в развлекательное кино не годится по многим признакам. Я бы там проблемы и социальными не назвала, они во многом - общечеловеческие проблемы.

Date: 2014-01-08 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] original-ivan.livejournal.com
«Кубанские казаки» будут снова востребованы" - они были востребованы ещё на Голубом Огоньке 1996 года! Посмотри кстати, если не видела, там все старые песни перепели - мне тот Огонёк больше всех последующих запомнился http://www.youtube.com/watch?v=lEV7AoUU85g

Date: 2014-01-09 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Это песни, а не сам фильм. Песни там прекрасные. Я сама их люблю.

Date: 2014-01-09 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
Вы, по-моему, в 60-х упустили кагбе одну из главных категорий - советский неореализм - Июльский дождь, Застава Ильича и т.п.

Date: 2014-01-09 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
"Заставу Ильича" я не упустила, она в тексте есть, я кадров не ставила. Вышла на экраны "Застава Ильича" под названием "Мне 20 лет" и с отрезанным окончанием, там вместо сцены с погибшим отцом караул у мавзолея меняется. Восстановили и первоначальное название и концовку уже в перестройку.
"Июльский дождь" - сознательно. Он один, собственно, представляет неореализм, для напрвления - мало. Ну еще "Жил певчий дрозд" пожалуй. Но оба они массовыми фильмами не были, если я не ошибаюсь. Сложноваты они для массовой аудитории. Я стараюсь отбирать фильмы массовые, популярные, которые видели все. Поэтому у меня нет, например, Тарковского. Возможно я и ошибаюсь с подбором.

Date: 2014-01-09 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] thanven.livejournal.com
А "Долгая счастливая жизнь" это не неорелизм? А "Крылья" Ларисы Шепитько? А "Когда деревья были большими"? Последний, кстати, вроде бы вполне массовое кино, нет? Слабо разбираюсь в искусстве вообще и в кино в частности, реально интересно ваше мнение. Я поняла, почему фильмам вроде "Крыльев" вы не уделяете внимания в основном тексте, но вы тут пишите, что неореализм - это всего два фильма, а мне вспоминаются еще похожие, на мой взгляд - именно по сути похожие.

Date: 2014-01-09 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Я эти фильмы просто не видела. А стоит?
Этот текст пробный, я благодарна за любые дополнения, и важные фильмы, которые я упустила.

Date: 2014-01-09 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] thanven.livejournal.com
А я не видела "Дрозда", даже не знала про такой фильм)). "Крылья" по моему мнению определенно стоит, они меня когда-то просто восхитили, имхо, потрясающе искренее и какое-то горькое кино. Там Майя Булгакова играет главную роль - бывшую солдатку (ну то есть летчицу, но по мироощущению именно солдатку), которая не может найти себя в мирной жизни. Также она не может до конца смириться со смертью мужа, а в нее влюблюн местный какой-то дядька - директор музея, посвященного войне, и она все время над ним немножко иронизирует. Фраза "жинись на мне - представляешь, директор музея женится на своем экспонате!" меня прямо как-то полоснула, когда я смотрела. Как я понимаю, это Шепитько про свою мать снимала. И я видела другие фильмы Шепитько, парочку, они мне совсем не понравились. А этот очень цепанул. "Деревья", наверное, стоит посмотреть хотя бы ради Никулина, мне кажется, он вообще никогда на экране не фальшивил, не знаю правда, как вы к нему относитесь. Но если вы его любите как драматического актера, точно посмотрите. А дсж мне не понравился совсем. Емнип это единственный фильм, срежессированный Геннадием Шпаликовым, и Гулая там конечно с ума сойти какая красивая, международные какие-то вроде премии и что-то там такое, но эмоционально он меня совсем не трогает. Вот кстати, интуитивно мне хочется отнести еще к неореализму "Двадцать дней без войны", ну правда, он именно что на военную тематику, но по-моему показывать "войну без войны" это очень как-то... неореалистично)))

Date: 2014-01-09 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Спасибо! "Крылья" посмотрю, "Деревья " посмотрю, очень люблю Никулина, А Шпаликова не буду.
"Давадцать дне без войны" я видела, конечно, его трудно было пропустить.
А "Жил певчий дрозд" - замечательный фильм Иоселиани, только грустный очень. Не знаю, правильно ли отнести его к неореализму, но если "Июльский дождь", то и его тоже. Хотя, неореализм все-таки жестче и "реалистичнее". В Италии к неореализму относили послевоенные фильмы, в основном с социальной проблематикой. Ни в "Дожде", ни в "Дрозде" ее нет. Это все-таки скорее "новая волна", вроде "Я шагаю по Москве", только Данелия оптимистичен, а эти два фильма - нет. Ближе всего к неореализму "Мне 20 лет" ("Застава Ильича", и все-таки все равно - нет.
К неореализму даже "Ночи Кабирии" Феллини относят не всегда, хотя, все-таки "Ночи Кабирии" можно считать неореализмом.

(no subject)

From: [identity profile] thanven.livejournal.com - Date: 2014-01-09 08:51 pm (UTC) - Expand

October 2015

S M T W T F S
    123
456789 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 21st, 2017 03:11 am
Powered by Dreamwidth Studios