polenova: (Default)
[personal profile] polenova
Смотрела я недавно российский сериал, называется "Шелест" - это фамилия главного героя. Не досмотрела, меня серии на 4 хватило - дрянной сериал. Но он меня поразил до глубины души принципиальной сменой понятий - что такое хорошо и что такое плохо. На прямо-противоположные.
"Место встречи" помнят все, а кто не помнит, и не поймет о чем я пишу. Собственно весь фильм построен на споре-конфликте характеров и подходов обятельного капина Жеглова-Высоцкого, и занудно-правильного Шарапова-Конкина. А именно - можно нарушать закон во имя благого дела или нет. Можно ли подкладывать кошелек Кирпичу? На этом споре ведь ничего не заканчивается, а только начинается. Вся история доктора Груздева, которого подозревают в убийстве и Жеглов ведет дело к обвинению, не желая прислушиваться к фактам и искать другие версии - просто развернутая иллюстрация к этому спору. Спасают Груздева (Юрский) усилия Шарапова, и то что Фокс связан с бандой и нужен Жеглову, иначе он Груздева посадил бы. Но даже когда невиновность Груздева доказана, Жеглов не отступает - "наказания без вины не бывает", говорит он. Когда фильм только вышел, сомнений, кто прав в этом споре, не возникало. Шарапов ( не зря его играет положительный Конкин, сыгравший до этого Павку Корчагина, а Жеглова - отрицательный Высоцкий, ему вообще положительных ролей не давали). В книге "Эра милосердия" по которой снят фильм, позиции обозначены еще четче. И несмотря на то, что всем была очевидна позиция авторов, братьев Вайнеров (что думал по этому поводу Говорухин, я не уверена) в газетах появились возмущенные письма ветеранов МВД - "не было и не могло быть в нашей советской милиции такого сотрудника как Жеглов, нарушавшего социалистическую законность. Фильм позорит память, очерняет и т.д. И письма эти были искренние. Дело не в том, что происходило на самом деле в милиции в 46-м, время действия фильма или в 78-м, когда фильм был снят. Дело в общественном сознании, которое отражает не истинное положение дел, а то как должно быть.
- Вор должен сидеть в тюрьме, - говорит Жеглов, - и народу все равно как я его туда упрячу. Да я подложил Кирпичу кошелек в карман, но для кого я это сделал, для свата, для брата?
А Шарапов ему отвечает, что суд у нас народный, а Кирпича отпустил бы, и если закон поворачивать как удобно, то будет не закон, а кистень.
И народ в 78-м году, вопреки собственному желанию и огромному обаянию Высоцкого, соглашался с Шараповым - наказание должно быть законным, а не просто справедливым. Никто не воображал себя на месте Кирпича, а вот на месте Груздева мог оказаться любой.
Итак фильм этого года, полковник Шелест и молодой сотрудник фамилию не помню. Молодой стоит на страже закона как Шарапов. А вот Шелест... Думаю, что тех ветеранов МВД, писавших письма, хватил бы разом инфаркт с инсультом, если бы они увидели на экране такого милиционера. По сравнению с ним Жеглов - просто образец морали и законопослушности, ангел божий, а не человек. Шелест не просто бьет задержаных ( от души бьет, натуралистично), он вообще проблемами законности не заморачивается. Не чурается пыток, чтобы выбить признание, задерживает преступника ( слово "ордер" он произносит не иначе как с презрением, а в ответ на просьбу об адвокате отвечает "плохих фильмов насмотрелись"), приковывет его наручниками к какой-то трубе в подвале и стреляет ему в ногу, а потом бьет по ране. В другой серии, чтобы выбить из преступника признание, приставляет к голове его невесты, которая совершенно не при чем, пистолет, и все - преступник, девушка и даже этот условный "Шарапов" ( не помню как его в кино зовут) уверены, что он может выстрелить. Да и зритель, в общем, тоже. При этом Шелест - герой положительный, и мужик красивый, и начальник справедливый, и бескорыстен, и борется он с преступностью без всякой выгоды для себя. Его обожают его сотрудники, девушка, к голове которой он приставлял пистолет, его потом благодарит за то что он жениха ее, убийцу, посадил, бизнесмен, которому он по ходу бьет морду, чтобы выяснить не он ли заказчик убийства, тоже ему благодарен. В "месте встречи" есть начальник Жеглова, подполковник Панков, который стоит на страже закона и методы Жеглова не одобряет. В этом фильме тоже есть начальник, который полностью осведомлен о методах Шелеста, одобряет его и покрывает. У Шелеста есть враг, сотрудник службы собственной безопасности, который мечтает поймать Шелеста на нарушении закона и посадить. Только он все это делает не из любви или уважения к закону, плевать ему на закон, у него с Шелестом личные счеты, а сам он гнида последняя. Чем вся эта байда заканчивается, я не знаю, у меня не хватило терпения. Может быть кто-то и объяснит этому Шелесту, что закон все же существует, а может и нет, это в общем, не так важно.
Вектор развернулся на 180 градусов. От пылкой речи Жеглова осталось только "вор должен сидеть в тюрьме", и народу действительно все равно как его туда упрячут. От Шарапова остался сомнительный молодой человек, лично храбрый, толковый, но противный и необаятельный, который ради востановления законности стучит на своего начальника его врагу, а стукачей все герои фильма дружно ненавидят. Настучать это гораздо хуже, чем выстрелить в ногу подследственному - он ведь все равно преступник и должен сидеть в тюрьме, его не жалко.
Как я уже сказала - такие фильмы отражают не реальность, а представление о том, какой она должна быть. И от этого представления мне стало физически дурно и страшно. Вся из себя положительная героиня, девушка-оперативник, снисходительно объясняет новому "Шарапову" - что делать, законы у нас несовершенны, и по закону преступника поймать и уличить сложно, а Шелест всегда действует по справедливости, он не ошибается. Ну да, ну да, цель оправдывает средства, лес рубят-щепки летят, а вор должен сидеть в тюрьме. На возвращение в к сознанию 30-х годов потребовалось 30 лет. Хотя в 30-е пытки все-таки не афишировалсь.
Вот такие дела, малята.
(фильм не смотрите, говно, причем очень неприятное говно).

Date: 2017-04-17 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] lolique.livejournal.com
Ещё весь сериал 24 про это. Там гг тоже лихо нарушает закон, а все его одобряют.

Date: 2017-04-17 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Мне одного хватило, точнее половины.

Date: 2017-04-17 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] lolique.livejournal.com
я к тому, что 24 - это американский сериал (причем он был довольно популярный), а дилеммы те же. то есть, видимо, это такой оч давний спор - оправдывает ли цель средства?

Date: 2017-04-17 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Так спор не локально-российский.

Date: 2017-04-17 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] ivan-1-dyrak.livejournal.com
Отчасти всё верно. Телевизор наш порой показывает такую чернуху, что хуже Навального. А всё почему - куда делся отдел идеологии ЦК КПСС? Но вот за настроения людей я бы поспорил - я хочу верить в доброе и светлое, иначе, как же детей воспитывать.

Date: 2017-04-17 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Дело даже в том, что это чернуха. Все герои и сздатели фильма одобряют поведение этого Шелеста. Не т.е. хорошо бы не так жестоко, но жизнь сурова, приходится. Если можно ногу прострелить, то почему паяльник в жопу нельзя? Все равно уже беспредел. Причем беспредел, возведенный в добродетель. Воспитывать на этом детей не хочется.

Date: 2017-04-17 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] ivan-1-dyrak.livejournal.com
У нас на Кавказе еженедельно хоть кого-то отстреливают. Что-то подозрительно они все не сдаются и погибают при задержании. А зачем, с судом такая морока, а потом ещё и в тюрьме корми... И в общем то и я одобряю. И ты тоже этим грешишь: ты радовалась убийству Бен-Ладена, ты сейчас радуешься выходке Трампа в Сирии. Хотя, и Бен-Ладен сомнительна его роль, а Сирия вообще глупость: выйдет в конце как с Ираком.

Date: 2017-04-17 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Я не совсем об этом. Я о настроении в обществе и о том, как оно изменилось за 30 лет. Речь же не о террористах, а о детективном сериале о работе милиции. Повседневной работе. Т.е. то что происходит вот сейчас, у тебя за окном, кто-то ворует, кто-то ловит. Точнее о том, что и как должно происходить по мнению людей. И это мнение с 78-го года изменилось на противоположное. Конечно, очень сильно изменилась жизнь. И эти изменения не прошли даром.
Спор о Ближнем Востоке и о борьбе с терроризмом выходит за рамки этого обсуждения.

Date: 2017-04-17 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ivan-1-dyrak.livejournal.com
Я и не собирался скатываться на эти темы, так к слову вышло. Но вроде жизнь повсеместно изменилась, и терроризм один из факторов этих изменений.

Date: 2017-04-17 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Да,изменилась повсеместно.

Date: 2017-04-17 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] arpad.livejournal.com
В свое время, когда я просматривал всякие интерьерные и модные темы 60-х, для меня стало открытием что в СССР имело место не столько прямое подражание Западу сколько вполне самостоятельное развитие общемирового стиля.

Есть такой весьма унылый сериал Chicago P.D. Сержант Войт за четыре сезона сделал множество должностных преступлений, но они считаются приемлемыми. С поправкой на американскую действительность - это абсолютно тот же тренд.

И да - мне этот тренд сильно не нравится.

Date: 2017-04-17 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Так он не сугубо российский - этот тренд. В америке всегда был миф о крутом и хорошем парне, который плюя на законы устанавливает справедливость. И мне этот тренд совсем не нравится.

Date: 2017-04-17 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] dumart.livejournal.com
А мы с женой смотрим сейчас сериал "Супруги". Подсели, что называется. Тоже милицейский, главный герой - майор милиции, его жена (бывшая, а с 50-й серии - настоящая) - адвокат. Она там как бы условный Шарапов. Так вот там такого вектора нет, хотя иногда по морде и бьют. В основном, при задержании. Советую посмотреть.

Date: 2017-04-17 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] kot-pafnusha.livejournal.com
Посмотрите фильму Ликвидация - очень даже прилично снято.

Ещё из хороших фильмов - "Другая жизнь" по Ю. Трифонову.

Date: 2017-04-17 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Видела я Ликвидацию, мне не нравится по большей части. Но это - про кино. В смысле кино фильм, о котором я пишу - полный треш и смотреть его не стоит. Я про общественное мнение.

Date: 2017-04-17 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] grihanm.livejournal.com

Я когда пацаном "место встречи" смотрел мне Жеглов супер положительным героем казался. И шарапов конечно тоже - в меньшей степени.

Date: 2017-04-17 12:17 pm (UTC)

Date: 2017-04-17 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
"И народ в 78-м году, вопреки собственному желанию и огромному обаянию Высоцкого, соглашался с Шараповым - наказание должно быть законным, а не просто справедливым"

Вы сильно идеализируете тот народ. Не соглашался. Иначе бы и "вор должен сидеть в тюрьме" не стало мемом.

Date: 2017-04-17 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] poluton.livejournal.com
точно!

Date: 2017-04-17 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Отношение всегда было амбивалентным, что фильм и демонстрировал. Но понимание, тем не менее, что все-таки неправильно это, и закон должен быть - было. Было хотя бы понимание - о чем спорят Шарапов с Жегловым. Ну и методы - не сравнить.
(deleted comment)

Date: 2017-04-17 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] n0-spam.livejournal.com
"Бумер" совсем не апология, а, скорее иллюстрация "так жить нельзя". Главные герои постоянно попадают в переделки, в конце большинство погибает, а все, до чего они прикасаются, в конце концов приводит к плохому (мать-одиночка, бита, из-за которой пацана избивает хозяин машины, дальнобойщик, ставший инвалидом и прочие флэш-форварды).

В отличие от "Бригады".
(deleted comment)

Date: 2017-04-17 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] n0-spam.livejournal.com
Рассуждения героев как раз и нужны для того, чтобы достоверно изобразить их характеры. Но конечная цель картрины, как мне кажется, вполне дидактическая: "так жить нельзя". Да, бандиты показаны привлекательнее обываетелей, но это именно из-за того, что все подается через глаза бандитов. Они молоды, они решительны, они готовы спасать друг друга, у них цельная идеология и представление о своем месте в мире. Но они бандиты, и все заканчивается так, как заканчивается.

Date: 2017-04-17 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Не надо его смотреть, я ж написала, фильм интереса как кино не представляет.

Date: 2017-04-17 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] roving-wiretrap.livejournal.com
+++И народ в 78-м году, вопреки собственному желанию и огромному обаянию Высоцкого, соглашался с Шараповым+++ Нет конечно. "Наказание должно быть законным" - вы не перепутали народ? Например, с немцами. Когда это российский народ уважал законы своей страны и считал их справедливыми? Тот же Высоцкий отказывался надевать милицейскую форму - ибо не любил ее носителей.

Date: 2017-04-17 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Амбивалентность была. Носителей формы не любили. Но как должно быть тоже как-то представляли. Реальные-то менты в 70-е и позже закон не особенно блюли, и морды отлично били. Это была реальность. Какое отношение "место встречи" имеет к реальности" - сказка с воспитательным мотивом. И этот фильм, несравнимый по качеству, тоже сказака и тоже с воспитательным мотивом. А вектор этого воспитания разный. Я не знаю, как понятнее объяснить.

Date: 2017-04-17 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] n0-spam.livejournal.com
Тема "плохого копа" широко представленна во всех мировых культурах. И отношение к Жиглову в моем окружении подростка образца 90-х было абсолютно положительным. "Бандит должен сидеть в тюрьме" - просто мантра, мечта всего поколения, ИМХО.

Date: 2017-04-17 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
(90-е и конец 70-х - это разные миры.
А тема, конечно, не специфически российская, в американском кино таких фильмов - вагон с тележкой. Скорее "место встречи" - редкий довольно бриллиант. А наоборот сколько угодно.
Edited Date: 2017-04-17 07:22 pm (UTC)

Date: 2017-04-18 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] ikadell.livejournal.com
Знаешь, есть фраза, что дети больше похожи на свое время, чем на своих родителей? Фильмы тоже.

Date: 2017-04-18 01:47 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Это точно.

Date: 2017-04-18 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] icamel.livejournal.com
Так уж и не давали? Разве Ибрагим Ганнибал - отрицательный?

May 2022

S M T W T F S
123 4 5 67
8 9 10 1112 1314
15 161718 192021
22 232425 2627 28
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 15th, 2025 12:21 am
Powered by Dreamwidth Studios